Новый дом

 
   

 

   

 

 

Доступ к полному содержанию

 

зарегистрироваться    

 

 

1
 
8

Новости

>> Вышел 294 выпуск рассылки "Стройка-как много в этом звуке"

 

>> Перечень первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем города Москвы
по элементам транспортной системы
от 09.11.2010

 

>> Новый 10ый номер электронного журнала "Обозреватель Строительства

 

>> Новый материал в разделе "Интерьер" - Галерея работ Федоровой. О. (продажа)

 

>> Новая статья в Азбуке Домашнего мастера -- Дом для любимой мамы

 

>> Обновлена информация для рекламодателей

 

>> Генеральный план развития Москвы до 2020г. и его реализация

 

   Белый каталог сайтов

Разделы:

 

 

Рассылки Subscribe.Ru

Новости интернет-проекта "Новый дом"
Стройка - как много в этом звуке

 

Рассылка MailList.Ru

::. Служба рассылок РМП ProtoPlex

Рассылка

'Стройка - как много в этом звуке'

 

Рассылки@Mail.ru

Новости интернет-проекта "Новый дом"

 

Рассылки@Mail.ru

Стройка - как много в этом звуке 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

    4100143822796

 

     

    R109738425863

 

    

42301810704120000978

 

 

Каминский Александр Степанович

 

 

Имя Александра Степановича Каминского знакомо всем, кто интересуется историей архитектуры Москвы. Трудно назвать зодчего конца XIX века, оставившего такое богатое архитектурное и художественное наследие. По оценкам специалистов, его постройки оказали значительное влияние на московское зодчество. Менее известна история его последнего произведения - Спасо-Преображенского собора подмосковного Николо-Угрешского монастыря, строительством которого А. С. Каминский руководил более 12 лет.

Спасо-Преображенский собор - архитектурная доминанта монастыря и города Дзержинского. Грандиозное сооружение поднялось в конце XIX века на древнем месте, неподалеку от живописной часовни, вблизи не существующего ныне Никольского собора.

В конце 1 870 годов настоятель Николо-Угрешской обители архимандрит Пимен получил благословение на строительство храма, который в размерах должен был "сообразоваться с Московским Успенским". Сначала к проекту привлекли известного архитектора Б.В. Фрейденберга - автора Петровских торговых линий. Однако выполненные им чертежи и рисунки признали неудовлетворительными. Возглавил строительство ученик академика К. А. Тона - А. С. Каминский, представивший проект "по образцам древнейших храмов русско-византийского зодчества XII- XIII вв.".

Прежде чем обратиться к истории строительства угрешского собора, перелистаем некоторые страницы биографии зодчего. Родился Александр Степанович Каминский 29 ноября 1829 года в семье дворянина Киевской губернии. После окончания гимназии - Императорская академия художеств в Санкт-Петербурге. Профессор К. А. Тон, главный архитектор "комиссии по построению храма Христа Спасителя", отправлял своих студентов в Москву для надзора за строительством. Иосиф Каминский - старший брат Александра, уже окончивший Академию художеств, жил в Москве и фактически являлся руководителем строительства. Деятельность Каминского-младшего в комиссии была сравнительно недолгой, но, несомненно, оказала влияние на его дальнейшее творчество. Не случайно угрешский соборный храм коллеги-архитекторы будут сравнивать с храмом Христа Спасителя.

В 1857 году будущий зодчий окончил Императорскую академию художеств с дипломом первой степени и золотой медалью. Совет Академии командировал его в числе лучших учеников за границу для продолжения образования. Мы не знаем подробностей "пенсионерской" жизни А. Каминского в Италии. Однако любопытна история его знакомства с Павлом Третьяковым, происшедшая в Риме в 1860 году. Купец-коллекционер и молодой художник встретились случайно, но сразу понравились друг другу. Александр Каминский был блестящим акварелистом, и Третьяков купил у него рисунок "Улица в Витербо" и акварель "Капелла в церкви св. Марии дела Минерва" (обе работы находятся в Третьяковской галерее).

Вернувшись в Москву, Александр стал часто бывать в доме Третьякова в Лаврушинском переулке, где и влюбился в одну из его сестер - Софью. О тайной их помолвке знали немногие. Возможно, дворянина Каминского смущала мысль, что могут подумать, будто он хочет жениться на деньгах. В письме брату Софья Третьякова признается: "Он (Каминский) желал бы сам сказать тебе о нашей привязанности и нашем намерении жениться, получив работу Баранова, но не получа же этой работы и не имея никаких средств, ему было бы слишком тяжелым признаться тебе... Быть может, милый Паша, ты найдешь безрассудным с моей стороны выходить замуж за человека, не имеющего ничего. Но я остаюсь при моем убеждении, что лучше жить с маленькими средствами и большой привязанностью, чем наоборот". 11 ноября 1862 года Александр и Софья обвенчались в церкви на Знаменке. Софья переехала к мужу в Большой Знаменский переулок, в дом его брата Иосифа Степановича.

С этого времени архитектор выполняет заказы своих богатых родственников. Одним из первых его проектов был особняк на Пречистенке для С. Третьякова, затем он удачно перестроил дом для зятя Третьяковых - Д. Коншина. Эти заказы принесли А.С. Каминскому известность. Основательные здания с фасадами, решенными в различных стилях, пришлись по вкусу купечеству. Он становится ведущим архитектором Московского купеческого общества. Среди его заказчиков - Потемкины, Боткины, Лопатины, Морозовы, Охотниковы. В конце 1860-1870 годов один за другим появляются спроектированные Александром частные особняки на Покровке, Моховой, Пречистенке, Поварской, в Калашном и Леонтьевском переулках.

Прогуливаясь сегодня по Никольской улице, вы непременно увидите арку Третьяковского проезда, декорированную в духе застройки улицы в неоренессанском стиле. Со стороны Театральной площади проезд завершается мощной шатровой башней, решенной в "русском стиле". Зодчему удалось объединить в единый ансамбль новое сооружение и древние крепостные стены. Старое здание Третьяковской галереи - тоже творение рук А. С. Каминского. Наряду с частными особняками по его проектам строят больницы, богоугодные заведения, гостиницы (наиболее известная - несохранившаяся Лоскутная гостиница на Манеже). Кроме того, храмы - Волоколамское подворье на Ильинке, колокольню и трапезную церкви Ильи Обыденского, приделы церкви Ризположения на Донской улице, колокольню храма преподобного Сергия в Рогожинской, Пантелеймоновскую часовню на Никольской улице (не сохранилась). О профессиональном мастерстве зодчего говорит и тот факт, что именно ему и архитектору А. Веберу доверили сооружение комплекса Всероссийской выставки 1882 года.

Но судьбе было угодно испытать Александра Каминского на прочность. В 1888 году на Кузнецком мосту неожиданно обрушился доходный дом Московского купеческого общества. Поскольку А. С. Каминский в это время занимался строительством собора под Москвой, работами на Кузнецком мосту фактически руководил один из его помощников - некий инженер Попов. В ходе следствия выяснилось, что заказчики вопреки требованиям архитектора передвинули сроки строительства с лета 1889 года на осень 1888 года и велось оно с нарушениями технических норм (котлованы под фундамент дома оказались меньшего размера, кладка продолжалась, когда по ночам стало подмораживать). А.С. Каминский был признан виновным, его приговорили к "церковному покаянию и шестинедельному содержанию на гауптвахте", замененному затем домашним арестом. В начале 1893 года его уволили из архитекторов Московского купеческого общества, даже не поблагодарив за 25-летний вклад в благоустройство города. Зодчему не могли простить того, что на суде он рассказал о неблаговидных методах, которыми пользовались заказчики для ускоренной сдачи доходных домов.

Происшествие на Кузнецком мосту стало глубокой - психологической травмой, но несмотря на удары судьбы, Александр Степанович продолжает много работать, проектировать. Он проявляет себя и как прекрасный дизайнер, создавая оригинальные образцы мебели, фарфора, тканей. Успешно преподает в Московском училище живописи и ваяния. (Известно, что профессиональную выучку у него проходил Франц - сын немки экономки из Саратова, впоследствии знаменитый Федор Шехтель.) В 1890 годы Каминский редактирует специальный журнал "Художественный сборник работ русских архитекторов и инженеров". На страницах этого издания и были впервые опубликованы проектные чертежи Спасо-Преображенского собора.

С осени 1879 года на территории Николо-Угрешской обители к юго-востоку от Никольского собора стали расчищать площадку и готовить рвы. Новый соборный храм более чем в десять раз превосходил прежний Никольский, стоявший на сваях, поэтому решили здание воздвигать на бетоне. По смете на строительство собора требовалось более двух миллионов кирпичей, кроме камня для фундамента и цоколя. Каменный лом и камень-дикарь для бута безвозмездно пожертвовали собственники каменоломен, что по соседству с Угрешей.

Постройка должна была обойтись в 300 тысяч рублей. Настоятель Пимен на вопрос о наличии средств у монастыря ответил: "Храм Божий сам себя строит, начни помолясь - и работа пойдет. Буду строить из доходов: тысяч двадцать пять, тридцать могу уделять ежегодно без отягощения для монастыря. Такую махину вдруг выстроить нельзя: Исаакиевский собор сколько времени строился - капитала всего налицо не было, чего стоил он? И достроился. Храм Христа Спасителя строился более сорока лет... Ну а на Угреше храм поменьше, при помощи Божией, можно надеяться, что лет в десять-двенадцать придет к окончанию".

На торжественную церемонию возложения первого камня главного собора Угреши приехал генерал-губернатор Москвы В.А. Долгоруков. Митрополит Макарий вложил в углубление в белом камне медную доску с надписью: "Во славу Государя императора Александра Николаевича, всея России ... 1880 года августа 9-го дня, в день памятования совершавшегося пятисотлетия обители, основанной в 1380 году, повелением благоверного великого князя Димитрия Иоановича Донского".

Инженерные и художественные поиски облика Спасо-Преображенского храма отразились в многочисленных эскизах архитектора (сохранились даже один из первых вариантов южного фасада и разрез купола, чертежи иконостаса с деталями Царских врат, украшенных резьбой). Собор, увенчанный пятью главами с возвышающейся средней, как уже говорилось, напоминает храм Христа Спасителя. В начале XX века он поражал посетителей и прихожан своим величественным видом. Но динамичные пропорции с акцентом на вертикали, повторяющиеся арочные проемы придали ему живописную легкость, устремленность ввысь. В отличие от храма на Волхонке, он более воздушный и скромный.

К сожалению, сегодня здание лишь с западной стороны открывается наиболее живописно. Это парадный фасад храма с декоративным убранством окон и небольшими главками над порталом. Восточный фасад открывается зрителю трехчастной алтарной апсидой с полукуполами высотой почти до половины собора. Северный и особенно южный фасады окружены двух-трехэтажными постройками, не позволяющими разглядеть храм во всей полноте. Один из замечательных видов с улицы Дзержинского полностью закрыт типовыми домами советского времени.

Вчерне собор был окончен в 1889 году, а спустя год началась установка иконостаса и отделка интерьера живописью. Художник и архитектор, Каминский создал единый образ храма, в котором все - от иконостаса, росписи интерьера до шелковой занавеси - выполнено по его рисункам. Свод главного купола украшало изображение господа Саваофа, благословляющего верующих. С четырех сторон от него располагались образы евангелистов - Марка, Матфея, Луки, Иоанна. На западном, восточном, северном и южном сводах - евангельские сюжеты "Успение Пресвятой богородицы", "Сошествие Святого Духа на апостолов", "Вознесение Христа" и "Преображение Господне". Интерьер дополняли 6 бронзовых позолоченных паникадил, большую ценность представляли 6 искусно сшитых хоругвей.

В 1894 году состоялось торжественное освящение храма. Архитектору довелось увидеть свое любимое творение, ставшее центром угрешского ансамбля, во всей его красе. Умер Александр Каминский 17 декабря 1897 года. Его похоронили на кладбище Алексеевского монастыря, что на Красносельской улице, на Красном пруду. В некрологе, появившемся в санкт-петербургском журнале "Строитель", коллеги писали о нем как о выдающемся архитекторе и педагоге, отмечая его "горячую любовь к искусству, которую он старался вселить и в своих учеников". Могила А. Каминского не сохранилась, но величественным памятником московскому зодчему осталось его любимое творение - храм на Угреше.

К собору судьба оказалась более милостивой, нежели к храму Христа Спасителя. Поскольку помещений в провинции не хватало, местные власти не стали его взрывать, а приспособили для хозяйственных нужд. Поначалу на территории монастыря находилась детская колония, в 1930 годы - трудкоммуна ОГПУ имени Дзержинского. Интерьер Спасо-Преображенского собора изменился до неузнаваемости - его неоднократно перепланировывали внутри то под цеховые помещения НИИ и мастерские, то под спортзал. В 1990 годы, когда монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, собор представлял из себя довольно печальное зрелище: обезглавленный, без крестов и башен, с полуразрушенной кладкой и пустыми глазницами окон, на заросшей деревьями крыше собирали землянику и грибы. Были расхищены реликвии обители, только некоторые из них сохранились ныне в фондах Коломенского и Государственного Исторического музеев.

Немало усилий пришлось приложить строителям и реставраторам, чтобы восстановить здание в его прежнем виде. Ликвидированы внутренние перекрытия, восстановлены арочные окна, заново изготовлены купола. Над самым большим куполом в 1994 году ухтомские вертолетчики водрузили полутонный позолоченный крест высотой 5,5 метров, а затем вручную были установлены кресты на малых главках. Вятские мастера создали многоярусный иконостас высотой 21 метр, украшенный деревянной резьбой, а места на тяблах заняли иконы, написанные палехскими художниками.

 

         

      вверх страницы

  Яндекс цитирования        Надежные строительные технологии

         

 

 

Все вопросы  и предложения по адресу:

 

 

Best IE  1024х768 

Сентябрь 10, 2013

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова

 

 

 

Если у Вас не работают верхнее и правое меню, то скорее всего в Вашем браузере отключена функция обработки JavaScript. В связи с этим получить доступ к разделам сайта можно здесь ---- КАРТА САЙТА
О неработающих ссылках и других проблемах, с которыми Вы столкнулись при работе с нашим сайтом, просьба сообщать по адресу nastya@kulakoff.org